МЕБЕЛЬ
ПОИСК
РУССКАЯ
МАСТЕРА
СЛОВАРЬ
Рокайль
стилизованная раковина, преимущественно морского молюска, впервые была применена в позднем барокко, наиболее полно раскрыта стилем рококо во многих архитектурных деталях. Излюбленный мотив, с успехом заменявший листья аканта, также иногда применяется как синоним рококо.
CARDS
 
3d art
         РЕКАМЬЕ
Кушетки мадам Рекамье - имя, ставшее нарицательным
   Эпоха ампир ознаменовалась кардинальными изменениями стилевого оформления интерьеров, новыми, более строгими и монументальными архитектурными композициями и мотивами декоративного исполнения мебели. Прежде всего, произошел решительный отказ от плавных, несколько вычурных форм предшествующего рококо и стиля директории, практически полностью исчезают воздушные и изысканные элементы сложной резьбы и нефункциональной напыщенности - наступает эпоха великой империи.
 
   Победоносные походы Наполеона, обращение пристального внимания к античным формам, светское общество, которому уже несколько приелась излишняя помпезность - все это ставит перед художниками и архитерторами новые задачи, а именно, создание качественно нового, более рационального и строгого стиля, который бы соответствовал эпохе нового времени и новых потребностей. С одной стороны, новый стиль должен был подчеркивать величие и статус зарождающейся империи, с другой-же, функционализм и военное положение требовали монументальности, строгости форм и парадного настроения. Изучая наследие Древнего Египта и Рима, художники перенимают основные их качества - удобство и строгость форм, простоту, орнаменты и военные мотивы. Статичность мебели в таком случае трактуется не иначе как мощь и непоколебимость новой империи.
   Среди появившихся новых типов мебели особое значение приобретают кушетки. Это, пожалуй, одни из немногочисленных предметов интерьера, в которых осталось присутствие предыдущих стилей - деликатные, плавно изогнутые S-образные спинки и подлокотники как нельзя лучше подходили для светских дам, грациозно подчеркивая изысканность и формы тела.
   Одну из первых таких кушеток запечатлел в своей картине "Портрет мадам Рекамье" (1800) выдающийся художник новой эпохи Ф. Жерар. Непривычные доселе контуры подлокотников и спинок кушетки были благосклонно приняты придворной знатью как эталон грации и сдержанности форм, а с маленькой подставкой для ног как нежности и, некоторой, непринужденной манерности и изысканности.
 
   Впоследствии кушетки приобретают все новые, более смелые формы, но, основной их атрибут - волнообразная спинка, остается неизменным, меняя только угол наклона и степень изогнутости. Мадам Рекамье, имевшая в ту пору во Франции всеобщую известность и огромное количество поклонников, дала этим кушеткам второе имя - их стали называть кушетка мадам Рекамье или, проще кушетка Рекамье. Таким образом, в истории, в очередной раз имя собственное становится именем нарицательным. Поскольку кушетки были предназначены исключительно для женщин, к их изготовлению подходили с особой тщательностью - в качастве материала для каркаса использовались дорогие сорта древесины: орех, красное дерево, палисандр. В духе времени, и повинуясь законам стиля, широко использовались бронзовые накладки, часто удачно маскирующие места членений, а иногда и как независимые декоративные элементы. Практически ни одна светская дама не могла больше обходиться без кушетки - теперь она стала местом для непродолжительного отдыха, приема гостей, чтения книг, размышлений...
 
   В качестве обивки кушеток используется шелковая ткань с вышитыми золотыми нитями звездами, атлас высоких сортов, кожа, гобелены. Мотивы обивки - это или несложная орнаментика, или сдержанные, редкие растительные узоры. Кушетки, для большего удобства, снабжают независимыми цилиндрической формы подушками - валиками - при этом для изголовья используют одну большую или две узкие подушки, известны разновидности кушеток, у которых в качестве подставки для ступней выступает подушка в форме полусферы. Ножки кушетки выполнены в форме небольших колонн, более дорогие модели "ставят" на лапы птиц и зверей, часто снабжают небольшими роликами для легкого перемещения.
   Кушетки Рекамье, по сути, своим появлением во многом обязаны форме древнегреческого стула для женщин - клисмоса, так как увлечение античным искусством во времена империи приобрело огромное значение для создания нового стиля. Таким образом, через 2000 лет небытия клисмос был возрожден в формах спинок не только кушеток, но и в мебели для сидения, диванах. Стоили кушетки далеко не дешево, простолюдинам они были недоступны не только финансово, но, в первую очередь по статусу - кушетки были привилегией исключительно аристократии.
 
   Мадам Рекамье, в девичестве Жюли Бернар, родилась во Франции, в Леоне, в семье преуспевающего нотариуса, который вскоре пошел на повышение и переехал со своей семьей в Париж.
   В 1793 г., будучи еще пятнадцатилетней девушкой, Жюли выходит замуж за известного парижского банкира, старшего ее на 26 лет, Жака Рекамье, который в качестве свадебного подарка купил для молодой Жюли роскошный особняк, принадлежавший ранее королевскому министру финансов Неккеру. Семейные отношения этой пары были скорее дружественными, нежели любовными.
   Удивительная природная красота, прекрасное образование, острый ум, прекрасные манеры и свой, независимый взгляд на политику империи, сделали мадам Рекамье очень значимой особой во Франции - писатели, художники, политики-оппозиционеры были частыми гостями в ее доме. Со временем ее особняк превратился в широкоизвестный в Париже салон, несколько позже переродившийся в политический, оппозиционный Наполеону центр.
   Мадам Рекамье, как истинная патриотка своей страны, не боялась открыто высказывать свое недовольство политикой Наполеона, императорская полиция неоднократно закрывала ее салон.
 
   За пропагандирование оппозиционистских взглядов мадам Рекамье была выслана из Парижа, некоторое время путешествовала по Италии, писала мемуары, продолжала активно переписываться и встречаться со своими друзьями. Перед смертью Рекамье пожелала сжечь свои записи, но многие ее письма были опубликованы.
Так, история удивительной женщины на века осталась запечатленной на картинах, в книгах
и даже в мебельном искусстве. Кушетки Рекамье, неповторимые, всегда индивидуальны и       
изысканно - утонченные прочно заняли свое место при декорировании и меблировке интерьеров,        
даже стиль Бидермейер позже использовал профиль спинок и подлокотников в своих софах и диванах.         
Кушетки Рекамье, при огромном разнообразии моделей и форм, невозможно спутать с другими              
мебельными изделиями - настолько они выразительны и самодостаточны.             
Современные дизайнеры также широко используют кушетки при меблировке интерьеров -                        
элегантность, грация и красота - разве не об этом мечтает любая женщина?                        
РЕКЛАМА
ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ О МЕБЕЛИ
Мебель в XVIII веке - зарождение регентства, рококо, классицизм
   XVIII век характерен богатством художественных стилей: от стиля регентства до стиля ампир, каждый из которых внес величайший вклад в архитектуру и мебельное искусство Европы. Завершая длительный период господствования эпохи барокко в начале XVIII века в Европе появляется стиль регентства.
   Новый стиль получил свое название во Франции, когда при малолетнем короле Людовике XV - Филипп Орлеанский становится регентом. Стиль регентства в мебельном искусстве Европы сохраняет черты предшествующего стиля барокко в орнаментике изделий и их композиции, но дизайн декора становится намного проще. В орнаментике доминирует симметрия. Впечатление легкости усиливает свободное размещение фигур, букетов и завитков. В изготовлении мебели используют экзотические породы дерева и бронзовые накладки. Виднейшим мастером эпохи регентства был мебельщик Шарль Крессан, произведения которого отмечаются гармоничным сочетанием дерева способом маркетри (большей частью розового и фиалкового дерева) и бронзы. Особенно славился Ш. Крессан изготовлением... (Мебель в XVIII веке)


         НОВОСТИ
13.04.09
В качестве дополнения к материалу о китайских ширмах, предлагаем ознакомиться с уникальной европейской ширмой 1760 года, в которой практически не прослеживается влияние восточной культуры.
 
21.03.09
Длительное время не было возможности обновлять сайт - острая нехватка времени, теперь попробуем исправить и компенсировать это упущение. Предлагаем вам интересный и достаточно востребованный материал, а именно текстуры дерева для архитекторов, моделеров, конечно же художников, визуализаторов и дизайнеров. Все текстуры бесшовные, имеют размер 2000 х 2000 пикселей при разрешении 300 dpi.
 
31.12.08
Поздравляем всех наших пользователей, активных читателей и подписчиков с наступающим новым годом, желаем счастья, процветания, благополучия и осуществления самых сокровенных желаний :)
С новым годом, друзья!!!
 
26.11.08
Раздел 3d модели мебели обновлен - добавлен элемент системы Stylius - книжный шкаф NREG 60 O. 3d модель шкафа может быть отредактирована по Вашему желанию, может использоваться для меблировки библиотек и кабинетов, материалы и бесшовные текстуры высокого разрешения настроены для стороннего рендера V-Ray - скачать 3d модель книжный шкаф
 
22.11.08
Раздел 3d модели мебели обновлен - добавлен элемент модульной системы Stylius - двудверный шкаф NREG 2D1S. 3d модель шкафа может быть отредактирована по Вашему желанию, может использоваться для рендера крупным планом, материалы и бесшовные тайлящиеся текстуры настроены для стороннего рендера V-Ray - скачать 3d модель шкаф
 
20.11.08
Раздел Выдающиеся мебельные мастера обновлен - появилось полное описание жизнедеятельности и творчества известного мастера французского барокко, основателя стиля Буль и непревзойденного резчика маркетри Андре Шарля Буля
 
18.11.08
В разделе 3d модели мебели появился независимый элемент модульной системы Stylius - пенал NREG 1D1S. 3d модель высокополигональна, может использоваться для рендера крупным планом, материалы и текстуры оптимизированы для внешнего рендера V-Ray - скачать 3d модель мебели
 
15.11.08
Статья стиль классицизм во французском мебельном искусстве дополнена уникальной мебелью Йохана Франца Эбена - стол бюро мадам Помпадур - вершина искусства техники маркетри - конец эпохи рококо.
 
06.11.08
Статья французский классицизм дополнена - появился обзор уникальной мебели выдающегося художника Ризенера - секретер Марии Антуанетты - роскошная деталь королевского интерьера в Версале.
 
05.11.08
В раздел Искусство стиля Ампир добавлена статья об удивительной женщине мадам Рекамье, чье имя стало нарицательным в мебельном искусстве. Кушетки Рекамье - последний отголосок стиля рококо в эпоху империи.
 
        РЕКЛАМА
         КУШЕТКИ
 
       РЕКЛАМА
© 2008 - 2010 artwood.org.ua - все о мебельном искусстве