СЛОВАРЬ |
|
Кабриоль
изящно изогнутые мебельные ножки, иногда стилизированы под лапы животных, очень многие стили мебели часто использовали этот элемент декора. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Русская мебель середины IX-XVI веков. Русский стиль - становление
Русское мебельное искусство восходит к древним временам (IX – X ст. н. э.), когда на основе народного творчества складывался русский стиль. Русские мастера отличались неисчерпаемой энергией, и плоды их фантазии не переставали удивлять соседние государства, оказывая влияние на становление ремесла.
В подлинных произведениях искусства – от величественного храма до деревянной ложки ощущается неподдельная преданность своему ремеслу русских мастеров.
Созданное в конце IX века Киевское государство, в X - XI веках достигает наивысшего расцвета. Стольный град Киев и Великий Новгород становятся центрами русского художественного ремесла. В этот период на Руси существовало множество способов обработки древесины, но самым распространенным - была резьба. Русские ремесленники украшали резьбой архитектурные здания, мебель, различные предметы быта и поделки. Определенно резьба занимала главенствующую нишу в художественной отделке древесины, но мастера применяли и другие способы деревообработки - роспись, мозаику, которые иногда совмещали. К сожалению, подлинных памятников деревянной мебели древней Руси не сохранилось, поэтому их изучают на основе летописей, изображений в живописи, а также исходя из памятников народного искусства.
|
|
В памятниках сохранилась лишь мебель XVI - XVII веков. Тесные торговые, политические и культурные связи Киевской Руси с Византией оказали сильнейшее влияние на формирование раннехристианского мебельного искусства на Руси. Восточное влияние также пришло с Византии и отобразилось в декоративном орнаменте, который заполняет все плоскости предмета. Русская мебель в ту эпоху характеризуется арабским плетеным узором, ее зачастую украшали птицами, тюльпанами и персидскими пальметками. Мебель была массивной и богато украшалась резьбой, что отвечало большим размерам комнат, так зарождался русский стиль.
|
Крупные изделия украшены декором типа росписи или инкрустации, а в создании мелких изделий использовали точеные элементы и покрывали их объемной резьбой. Дизайн жилых помещений дополняли различные ткани и шкуры животных. Новгородские мастера применяли разнообразные приемы решения орнамента: сочетание кругов, прямоугольников, завитков (зубчиков и косиц), а также новгородскую плетенку, которая, в основном, украшала резные кресты и посуду. В XIV веке в Новгороде плетеночная резьба сохраняет традиционный декор, однако сам узор становится более мелким и плоским, большей частью - прорезным, т. е. ажурным.
Глядя на предметы быта - ковши, кубки, чарки, можно сделать вывод, что на Руси существовал некий культ животных, поскольку формы этих предметов часто повторяли формы птиц или коней. Популярными в обиходе простых русских людей были также деревянные ложки и братины, которые в начале XI века почти без изменений стали выливать из металла. |
Гордостью русского человека с древних времен было изготовление ложек из березы, клена, ясеня и других пород дерева. Для древнего Новгорода это являлось важной отраслью ремесленного производства, о чем свидетельствуют образцы деревянных ложек, разнообразных по форме и украшениям, найденные при раскопках. Ложки делали декоративными с обильной резьбой для коллекционирования (праздничные), а также для различных функций: специальные ложки для меда, общего варева и др. Формы ложек были различны - круглые, овальные, глубокие, мелкие, большие и маленькие. Их оставляли белыми или окрашивали в красный, черный и желтый цвета. Для Новгородских ложек характерна декоративная резьба и роспись.
Профессия мебельщика, как самостоятельное ремесло выделяется лишь в середине XVI века.
Мебельное искусство России широко использует архитектурные мотивы. Царги стульев и столов -
в виде арок, ножки стульев - в форме колонн или столбов, опоры заканчиваются каблучками. Высокие кресла и стулья выделяют решетчатые спинки и ступеньки. Столешницы обычно прямоугольной формы.
"Жемчужиной" мебельного искусства XVI века является расписной шкафчик - киот северной работы,
корпус которого украшен фигурной кровлей в виде бочки. Фасад его декорирован восьмигранными
узорными столбиками с большим количеством поясков и округлых "яблок" ярких цветов. В отделке применяли окрашивание темперными и масляными красками, пропаривание, лакирование...
|
|
|
|
|
|
|
ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ О МЕБЕЛИ |
|
Русская мебель середины XVIII века. Русский Классицизм
Мебель в России во второй половине XVIII века от пышных форм барокко и рококо плавно переходит в эпоху классицизма, который с годами принимает более строгие формы. В этот период доминирует художественная отделка, как правило, растительных орнаментов, придерживаясь строгости пропорций элементов декора.
Русский классицизм развился под влиянием Западной Европы и заключался в философском поиске античных творений, строгости и симметричности линий архитектурных мотивов. В появлении стиля классицизма была своя предыстория: в Геркулануме в 1738 году и в Помпеях в 1748 году учеными во главе историка Винкельмана были проведены раскопки, что породило в обществе бурный интерес к античному искусству. Новый классический стиль поначалу проявляет свои формы в архитектуре, которые перенимает прикладное искусство, в том числе и мебель. Так, традиции античного мира вносят свое дыхание в русское мебельное искусство стиля классицизма. Мебель этой эпохи можно поделить на три категории: дворцовую, парадную и бытовую. Мебель для дворцов создавали выдающиеся мастера - краснодеревщики, оставившие значительный след в истории мебельного искусства.... ( русский Классицизм)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НОВОСТИ |
|
13.04.09 | В качестве дополнения к материалу о китайских ширмах, предлагаем ознакомиться с уникальной европейской ширмой 1760 года, в которой практически не прослеживается влияние восточной культуры.
| | 21.03.09 | Длительное время не было возможности обновлять сайт - острая нехватка времени, теперь попробуем исправить и компенсировать это упущение. Предлагаем вам интересный и достаточно востребованный материал, а именно текстуры дерева для архитекторов, моделеров, конечно же художников, визуализаторов и дизайнеров. Все текстуры бесшовные, имеют размер 2000 х 2000 пикселей при разрешении 300 dpi.
| | 31.12.08 | Поздравляем всех наших пользователей, активных читателей и подписчиков с наступающим новым годом, желаем счастья, процветания, благополучия и осуществления самых сокровенных желаний :) С новым годом, друзья!!!
| | 26.11.08 | Раздел 3d модели мебели обновлен - добавлен элемент системы Stylius - книжный шкаф NREG 60 O. 3d модель шкафа может быть отредактирована по Вашему желанию, может использоваться для меблировки библиотек и кабинетов, материалы и бесшовные текстуры высокого разрешения настроены для стороннего рендера V-Ray - скачать 3d модель книжный шкаф
| | 22.11.08 | Раздел 3d модели мебели обновлен - добавлен элемент модульной системы Stylius - двудверный шкаф NREG 2D1S. 3d модель шкафа может быть отредактирована по Вашему желанию, может использоваться для рендера крупным планом, материалы и бесшовные тайлящиеся текстуры настроены для стороннего рендера V-Ray - скачать 3d модель шкаф
| | 20.11.08 | Раздел Выдающиеся мебельные мастера обновлен - появилось полное описание жизнедеятельности и творчества известного мастера французского барокко, основателя стиля Буль и непревзойденного резчика маркетри Андре Шарля Буля
| | 18.11.08 | В разделе 3d модели мебели появился независимый элемент модульной системы Stylius - пенал NREG 1D1S. 3d модель высокополигональна, может использоваться для рендера крупным планом, материалы и текстуры оптимизированы для внешнего рендера V-Ray - скачать 3d модель мебели
| | 15.11.08 | Статья стиль классицизм во французском мебельном искусстве дополнена уникальной мебелью Йохана Франца Эбена - стол бюро мадам Помпадур - вершина искусства техники маркетри - конец эпохи рококо.
| | 06.11.08 | Статья французский классицизм дополнена - появился обзор уникальной мебели выдающегося художника Ризенера - секретер Марии Антуанетты - роскошная деталь королевского интерьера в Версале.
| | 05.11.08 | В раздел Искусство стиля Ампир добавлена статья об удивительной женщине мадам Рекамье, чье имя стало нарицательным в мебельном искусстве. Кушетки Рекамье - последний отголосок стиля рококо в эпоху империи.
| |
|
|
|
|
|