СЛОВАРЬ |
|
Рокайль
стилизованная раковина, преимущественно морского молюска, впервые была применена в позднем барокко, наиболее полно раскрыта стилем рококо во многих архитектурных деталях. Излюбленный мотив, с успехом заменявший листья аканта, также иногда применяется как синоним рококо.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стол бюро мадам Помпадур - вершина искусства техники маркетри стиля Классицизм
Стиль классицизм, как и многие другие мебельные стили, которые развивались поступательно, является в начале своего существования некоторым симбиозом между плавными, изогнутыми формами рококо и наступающими четкими линиями нового стиля. Далеко не сразу отошли в прошлое напыщенность, излишняя помпезность и полная свобода роскошных форм предшествующей эпохи рококо, уступая место классическим формам античности.
Более того, практически на всем протяжении эпохи развития классицизма, от его зарождения и до первых признаков появления директории и стиля ампир, можно встретить удивительные образцы мебели, в которых преобладают характерные черты рококо. Это объясняется как предпочтениями людей, для которых изготовлялась такая мебель, так и старой школой выдающихся мастеров - краснодеревщиков, которым более близкими по духу были плавно-изогнутые, более утонченные и нежные формы эпохи рокайль. Образцы такой мебели, в которой тесно переплетались противоричивые стили, а иногда и техники исполнения, являются наиболее интересными.
Как известно, большую роль в развитии стиля классицизм сыграла мадам Помпадур - одна из всесильных фавориток короля, активно интересовавшаяся искусством, тенденциями в моде, результатами раскопок в Риме и всячески покровительствующая художникам, архитекторам и развитию поэзии, музыки и искусства. В самом начале развития нового стиля, еще в 1761 году, маркиза де Помпадур ассигновала 17400 ливров (огромную сумму на то время) на изготовление мебели в новом стиле только одному из придворных мастеров - Йохану Францу Эбену (Johann Franz Oeben). В договоре на поставку мебели всего фигурировало десять элементов меблировки, но условием покупки было изготовление всех этих предметов в новом стиле. Но, далеко не вся мебель, производимая для фаворитки короля, была выполнена в стиле классицизм - манера рококо четко прослеживалась во многих предметах - и это не удивительно, поскольку лишь в 1760 году начинают постепенно выпрямляться линии ножек, формы мебели становятся несколько спокойнее. |
|
Йохан Франц Эбен - родился 9 октября 1721 года, практически ничего не известно о его начальном обучении мебельному искусству, в 1749 он женился на Франсуа-Маргарите Вандеркрюс, дочери выдающегося краснодеревщика Роджера Вандеркрюс Лакруа, в период с 1751 по 1754, был компаньоном Чарльза Джозефа Буля - сына Шарля Буля. Особым изяществом и тонкостью отличалась его техника маркетри - мебель отличается большой степенью детализации узоров и мотивов - тончайшие, идеально-подогнанные вставки шпона различных пород древесины образовывали невероятные по красоте и сложности исполнения изделия.
|
Одна из известных работ Франца Эбена - стол-бюро для маркизы де Помпадур - образец великолепной инкрустации, необычного решения отделки ножек, тончайшей детализации и подгонки деталей. Стол со скользящей крышкой, сложным механизмом выдвижения шуфляды, подъемный механизм для удобства чтения книг. Основная шуфляда, при полном выдвижении, открывает доступ к двум небольшим ящичкам для писем и письменных принадлежностей, расположенных по обе стороны от подставки для книг. Шуфлядки имеют волнообразную форму, повторяющую контуры стола и снабженные откидными крышками. В качестве мотивов маркетри используется цветочный орнамент - прекрасное сочетание текстуры ореха и красного дерева, использование позолоченных бронзовых накладок, повторяющих формы ножек и столешницы придают изделию завершенность и указывают на привелигированное положение владельца такой мебели. Как видно, признаки классицизма еще почти не коснулись столика мадам Помпадур - все указывает на главенствование стиля рококо. |
Франц Эбен не успел закончить работу над этим шедевром - смерть забрала его 21 января 1763 года. Работу над столиком продолжил Роджер Вандеркрюз, который в 1763, по завершению работы и подписал его своей монограммой R.V.L.C. Позолоченные бронзовые накладки плавно огибают форму ножек, скрывая места членений и заканчиваются геральдическими мотивами башни - гербом маркизы де Помпадур. Для придания большей легкости и непринужденности, в ножках были сделаны сквозные контурные прорези, подчеркивающие их ненавязчивую и изысканно изогнутую форму и также обрамленные позолоченными бронзовыми накладками.
|
Франц Эбен был автором очень сложных на то время механизмов управления - своеобразных замков, которые еще долгое время использовались при изготовлении секретеров, бюро и комодов с потайными отделениями. Преимущество этих механизмов было в том, что все открывающиеся элементы зависели от нескольких связанных механизмов захвата, управляющихся всего одним ключем. Например, один из комодов Франца был снабжен боковыми фасадами и шуфлядками под столешницей, но для доступа к ним необходимо было выдвинуть центральную шуфлядку на определенное положение, иначе они блокировались таким механизмом. Франц Эбен чаще всего использовал в качестве орнаментов растительные мотивы - розы, тюльпаны, нарциссы - излюбленная тема художника для облицовки небольших туалетных столиков, письменных столов и комодов, на крышке одного из таких столиков, предназначенных для письма, но, прекрасно выполняющего функции туалетного столика, изображена корзина с такими цветами, окруженная лиственными гирляндами и расположенными в углах изображений льва, лебедя, голубя и саламандры - символов четырех основных элементов: Земли, Воды, Воздуха и Огня. Франц часто применял технику морения и подкрашивания шпона, эти цвета, к сожалению, до нашего времени не дошли. |
Маркиза де Помпадур, в девичестве Жанна - Антуанетта Пуассон, родилась 29 декабря 1721 года. В возрасте 19 лет вышла замуж за Ленормана дЭтиоля, до этого получив прекрасное образование благодаря покровительству Ленормана де Турнема, который, по некоторым сведениям, являлся ее настоящим отцом. К семейной жизни Пуассон не тяготела, по этому проводила время, предаваясь развлечениям. В 1745 году Людовик XV, после случайной встречи с ней, объявляет Пуассон своей официальной фавориткой, после чего она и становится известной под именем маркизы Помпадур. Ее муж получил доходную должность, успокоился и забыл о ней.
Несомненно, мадам де Помпадур играла огромную роль не только в политической жизни
Франции и Европы, большое влияние она оказала и на развитие науки, искусств, поддерживала
энциклопедистов и активно принимала участие в становлении и продвижении новых стилей.
Благодаря Помпадур некоторое время даже существовал стиль, названый в ее честь "a la Reine",
также ей принадлежит непревзойденное исскусство одеваться роскошно, но, в то же время,
с некоторой, легкой небрежностью.
Мадам Помпадур умерла 15 апреля 1764, в самом начале зарождения стиля классицизм,
тем не менее, оказав большое влияние на его дальнейшее развитие.
|
|
|
|
|
|
|
ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ О МЕБЕЛИ |
|
Мебель Древней Греции - зарождение мебельного искусства
Художественная культура Древней Греции (VI - IV вв. до н.э.) представляет собой одну из вершин в мировой истории цивилизации. На основе древнегреческой архитектуры и мебельного искусства лежит дальнейшее зарождение и развитие мировой культуры и связанной с ней декоративного и прикладного искусства. Причинами устойчивого воздействия греческой архитектуры, формы которой позднее были восприняты еще в античную эпоху Римом, являются ее неоспоримые качества: простота, стремление к функциональности, гармонии и пропорциональности всех форм и частей, казалось бы, самых незначительных, в пластичности, органичной связи между архитектурой, скульптурой и мебельным искусством. Древнегреческая мебель, как и архитектура, развивалась в двух ордерах - дорическом и ионическом, которые утвердились еще в VII веке до н.э. Наиболее ранние примеры греческого жилища обнаружены при раскопках греческого города Олинфа. О комфорте жилищ свидетельствуют имеющиеся в них комнаты с оцементированными стенами и ... ( культура Древней Греции)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НОВОСТИ |
|
13.04.09 | В качестве дополнения к материалу о китайских ширмах, предлагаем ознакомиться с уникальной европейской ширмой 1760 года, в которой практически не прослеживается влияние восточной культуры.
| | 21.03.09 | Длительное время не было возможности обновлять сайт - острая нехватка времени, теперь попробуем исправить и компенсировать это упущение. Предлагаем вам интересный и достаточно востребованный материал, а именно текстуры дерева для архитекторов, моделеров, конечно же художников, визуализаторов и дизайнеров. Все текстуры бесшовные, имеют размер 2000 х 2000 пикселей при разрешении 300 dpi.
| | 31.12.08 | Поздравляем всех наших пользователей, активных читателей и подписчиков с наступающим новым годом, желаем счастья, процветания, благополучия и осуществления самых сокровенных желаний :) С новым годом, друзья!!!
| | 26.11.08 | Раздел 3d модели мебели обновлен - добавлен элемент системы Stylius - книжный шкаф NREG 60 O. 3d модель шкафа может быть отредактирована по Вашему желанию, может использоваться для меблировки библиотек и кабинетов, материалы и бесшовные текстуры высокого разрешения настроены для стороннего рендера V-Ray - скачать 3d модель книжный шкаф
| | 22.11.08 | Раздел 3d модели мебели обновлен - добавлен элемент модульной системы Stylius - двудверный шкаф NREG 2D1S. 3d модель шкафа может быть отредактирована по Вашему желанию, может использоваться для рендера крупным планом, материалы и бесшовные тайлящиеся текстуры настроены для стороннего рендера V-Ray - скачать 3d модель шкаф
| | 20.11.08 | Раздел Выдающиеся мебельные мастера обновлен - появилось полное описание жизнедеятельности и творчества известного мастера французского барокко, основателя стиля Буль и непревзойденного резчика маркетри Андре Шарля Буля
| | 18.11.08 | В разделе 3d модели мебели появился независимый элемент модульной системы Stylius - пенал NREG 1D1S. 3d модель высокополигональна, может использоваться для рендера крупным планом, материалы и текстуры оптимизированы для внешнего рендера V-Ray - скачать 3d модель мебели
| | 15.11.08 | Статья стиль классицизм во французском мебельном искусстве дополнена уникальной мебелью Йохана Франца Эбена - стол бюро мадам Помпадур - вершина искусства техники маркетри - конец эпохи рококо.
| | 06.11.08 | Статья французский классицизм дополнена - появился обзор уникальной мебели выдающегося художника Ризенера - секретер Марии Антуанетты - роскошная деталь королевского интерьера в Версале.
| | 05.11.08 | В раздел Искусство стиля Ампир добавлена статья об удивительной женщине мадам Рекамье, чье имя стало нарицательным в мебельном искусстве. Кушетки Рекамье - последний отголосок стиля рококо в эпоху империи.
| |
|
|
|
|
|